?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В комментариях к этноантропологическому отчету развернулась большая и интересная дисскусия по поводу новичков в РИ и что с ними делать. Это и побудило меня подытожить свои наблюдения и идея в одной почти-статье.

Попробуем использовать структурированный подход и начнем с формулировки проблемы и целей.

Проблема
Лично я вижу проблему следующим образом: в РИ становится не с кем играть. Потому как со своими друзьями и знакомыми играть можно, но слишком силен эффект знакомства (о нем напишу позже отдельно). Хочется видеть на играх новых талантливых игроков. Только их присутствие может предохранить игру от скатывания в дружеский междусобойчик.
Итак новички на играх необходимы. Но конечно же не любые. Хотелось бы видеть людей, которые не ведутся на самые простые разводки, не срываются на "пожизняк" и вообще адекватны. Понятно, что на дороге такого новичка не найдешь. Да и в кустах тоже. Его надо создать. Не побоюсь этих слов обучить и воспитать. Обучить как можно играть и воспитать базовым (для нас) вещам типа "Убили иди в мертвяк" и пр (примерный список здесь: http://community.livejournal.com/mg_duat/132498.html).


Цели
Понять как можно найти талантливых новичков, а потом обучить и воспитать их.
Уточнение: я абсолютно уверен, что обучать и образовывать надо ВСЕХ новичков. Но на данном этапе развития РИ это принципиально невозможно. Причины этого я укажу ниже.

Этапы работы с новичками

Нахождение
Для того чтобы хоть что-то с человеком сделать его нужно найти. Здесь есть два основных варианта:
1. Найти человека в уже сложившейся околоролевой тусовке.
Достоинства: обычно довольно просто - есть места где новички собираются и тренируются, или их пытаются тренировать особенно самоотверженные середнячки или старички. Также можно искать на играх, которые делают молодые мастера - там вы найдете окружение этих молодых мастеров в виде игроков.
Недостатки: люди в тусовке имеют первичную установку тусоваться. И не факт, что найденные люди будут хотеть чему-то научиться. Им этой учебы и в школе (ПТУ/ВУЗе/фирме) хватает.
2. Привлечь человека со стороны
Достоинства: человек, которого вы привлечете играть будет хотеть именно играть, а не тусоваться. Поэтому с большей вероятностью сможет чему-то научиться и будет именно играть.
Недостатки: не очень непонятно где таких людей искать. Обычно резерв близких и средних знакомых ролевика уже знает про РИ и либо участвует в них, либо нет на устоявшейся основе.

ВАЖНО: найти всех новичков в более-менее крупном городе практически нереально. Так как каждый, побывавший на игре, создает вокруг себя кластер новичков. И очень часто этот кластер выезжает куда-то только через год-два, когда у них уже сформировались собственные точки зрения на РИ, которые могут радикально отличаться от наших (например, что РИ - это клевое место для побухать).
Поэтому я и говорил, что всех новичков образовать и воспитать практически нереально - вы просто их не найдете. К тому же кто их всех учить будет? Только лекций заведомо не хватит. Нужны игры-практикумы, а для этого нужна концентрация обучающих хотя бы 10% (примерно как в школах). Можете посчитать сами сколько вам потребуется энтузиастов, чтобы проводить обучение всех отловленных новичков....

Отбор
Этот этап нужен, если вы трезво расчитываете свои силы и понимаете что всех сразу не обучишь. То по каким критериям отбирать во многом зависит от того, что конкретно вы хотите получить.Типы отбора:
1. На тусовках. Приходится на основе только общения понимать чего человек хочет на самом деле. Также можно пытаться отобрать уже опытных новичков - с опытом 2-3 выездов.
2. На играх. Смотрите кто из новичков пытается играть и берете на заметку. Мне этот метод наиболее симпатичен.

Обучение
Должно содержать и теоретическую и практическую часть. Например проводите игру, а потом кроме общего разбора полетов, проводите разбор с каждым индивидуально, анализирую что и как можно было сделать лучше.
Как и чему конкретно учить приводить не буду. Во-первых у вас наверняка есть свои идеи, а во-вторых мои уже изложены здесь: http://www.alexander6.ru/alexander6/131946

ВАЖНО: Если обучения планируется не как разовая акция, а как процесс, то стоит сразу задуматься об организации. Дело втом, что 2-3 человека могут тянуть такое дело. Но недолго. Особо героичных хватит на год-два. Чтобы после этого все не развалилось можно:
1. Формировать изначально избыточно большую команду, чтобы не пергружать никого работой
2. Встраивать систему смены кадров. То есть заранее установить, что через год (максимум два) 2-3 из первой партии должны уже занятся обучением.


Теперь на основе всего вышеизложеного рассмотрим идею игры для новичков.
Идея вполне нормальная, но мастер должен понимать зачем он делает игру. Так она может выполнять функции отбора, или быть частью обучающего процесса. В любом случае кроме нормальных механизмов по созданию и управлению игрой нужен будет еще и механизм, который отслеживает удачность выполнения целей игры, как мероприятия по работе с новичками. ДА кстати по игрой я не понимаю только полевую. Это может быть и лангедок (серия их) и денжен. Единственное против чего я как инструмента работы с новичками - это клановушки. Но это очень отдельная тема. Разверну ее, если кто спросит.

Сваливать работу с игроками на капитанов не стоит. Лучше набрать команду регионалов и свалить на них. И регионалам полезно (может появятся наконец компетентные регионалы в нашем округе) и контролировать проще, и игроки спасибо скажут.

Как игру пиарить и говорить ли, что она для новичков - вопрос отдельный. Решается конкретными мастерами для конкретной игры. Так же как требования к антуражу и прочее. Так мастер вполне может внести стоимость игровухи во взнос и нашить формы централизовано. Это как идея.

Comments

( 57 comments — Leave a comment )
luhrasp
Jul. 25th, 2008 09:24 am (UTC)
Возникла пара мыслей.

Во-первых, я разделил бы процесс обучения на две части: обучение базовым правилам (не плюй в костёр, не выпадай в неигровуху) - и, собственно, продвижение дальше. Первое, по-хорошему, необходимо как-то (но как?) донести до всех, а вот второе - дело уже более тонкое.

Во-вторых, очень важной и полезной вещью являются разнообразные рассказы с игр, отчёты, пересказы забавных или увлекательных случаев - сами по себе, ничего не навязывая, они уже создают необходимый культурный фон,позволяют человеку усвоить некоторые базовые правила приличия на играх. правда, я немного не понимаю, как именно можно доносить эти самые рассказы и отчёты до большой группы людей: при личном контакте, один-на-один или один-к-двум, это решается просто приглашением на чай и рассказыванием, а вот как быть, если их - человек пятнадцать...
_adanel_
Jul. 25th, 2008 10:11 am (UTC)
Скажем, художественно оформленные (а таких несколько, как в прозе, так и в стихах) отзывы с "Песни о Гилеаде" я, с согласия авторов, собираюсь отослать Димычу для выкладывания на сайте. Где - он сам решит, может быть, в "Прочих текстах". Склонна считать, что такие вещи не должны пропадать п ЖЖ и вконтактам, их надо собирать и доносить до всех, так же, как и фотографии)
(no subject) - luhrasp - Jul. 25th, 2008 11:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - li_terra - Jul. 25th, 2008 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luhrasp - Jul. 25th, 2008 03:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - li_terra - Jul. 25th, 2008 03:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luhrasp - Jul. 25th, 2008 04:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - li_terra - Jul. 25th, 2008 04:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luhrasp - Jul. 25th, 2008 04:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - li_terra - Jul. 25th, 2008 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luhrasp - Jul. 25th, 2008 04:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - li_terra - Jul. 25th, 2008 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luhrasp - Jul. 26th, 2008 08:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - li_terra - Jul. 25th, 2008 05:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - li_terra - Jul. 25th, 2008 04:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luhrasp - Jul. 25th, 2008 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - li_terra - Jul. 25th, 2008 04:50 pm (UTC) - Expand
mary_1983
Jul. 25th, 2008 09:35 am (UTC)
Последний игровой сезон и предшествующие ему осень-зима, когда мы вваливали кучу времени в работу с новичками (прежде всего - из фехтовального клуба Анкерайта, но ближе к лету проявилось множество народу из разных городов и весей, наткнувшихся на сайт "Амбера" и возжелавших приехать), натолкнули меня на кучу грустных и неоригинальных мыслей. ВНИМАНИЕ: дальше идет речь исключительно о моем личном опыте.
1. Эволюция - процесс довольно долгий. Новичкам требуется понабивать СВОИХ шишек, выстроить СВОЮ систему ценностей, САМОидентифицироваться в классификации "файтер", "умник", "театрал" и т.д. - и только после этого с ними можно нормально играть (еси ценности и ожидания от РИ, конечно, совпадут).
2. Организовывать эту эволюцию искусственно - проводить ланги, вывозить на бриги - можно. Но только если ты изначально настроен на получение педагогического, а не игрового фана. Это принципиально разные вещи, не каждый хороший игрок/мастер может быть хорошим педагогом, а плохая педагогика способна отвратить новичка не хуже неудачной игры.
3. Игрок/мастер в роли педагога, как правило, может передать новичкам только тот опыт, который интересен/ценен лично ему, причем на даном этапе своего развития. Откровенный примитив ему не интересен - а моя практика показывает, что очень многим новичкам поначалу как раз чем примитивнее (одна цель, шаблонный образ, возможность достигнуть цели простыми силовыми методами), тем интереснее. В результате (педагог недоупрощает, новичок тупит) - разочарования с обеих сторон.
Мое резюме. Искать не новичков, - нехай эволюционируют, как хотят, - а игроков/мастеров со сходным опытом, ценностями, интересами. В своем же или других регионах. Это - реально, мир (даже такой маленький его кусочек, как город проживания) гораздо более насыщен интересными людьми, чем принято думать.
matilda_
Jul. 25th, 2008 10:17 am (UTC)
+1.

У кого есть склонность к педагогике - тот и так давно с молодежью возится, сменил несколько поколений. А кто к педегогике не склонен, тех нельзя допускать до молодежи кроме как примера со стороны, а то такого наворотят....

В общем, надуманное решение проблемы.

Можно обобщать свой опыт по простейшим вещам, систематизировать его и т.д. И выкладывать в общий доступ. Что бы педагоги от РИ периодически тыкали в твои наработки новичков. Это полезней будет.
(no subject) - luhrasp - Jul. 25th, 2008 11:33 am (UTC) - Expand
marimai
Jul. 25th, 2008 09:36 am (UTC)
На счет регионалов не совсем согласна. До и после игры - да, но во время общение с кем-то "по жизни" новичков отвлекает. Лучше сразу приучить их к отсутствию пожизневки на ролевых.
ИМХО, лучше игротехники, которые в ролях будут расшевеливать новичков. А еще лучше - вывозить начинающих на игры в команде, где на 1 новичка приходится минимум 2 опытных игрока. Их персонажей завязывать друг на друге, тогда у новеньких будет возможность более близко посмотреть, как играют другие, и самим втянуться в игру на том же уровне. Живой пример всегда лучше простых советов и подсказок.
_adanel_
Jul. 25th, 2008 10:16 am (UTC)
Как не большой любитель командных игр, хочу поспорить))))
На региональных мастеров нужно свалить не "ведение" новичка по игре, а проработку блока, за который он отвечает, в достаточной мере, чтобы игра была - для всех. Капитан команды придумыванием внутрикомандной игры, ИМХО, заниматься почти не должен, у него других дел наверняка хватает. В процессе игры - да, это в том числе его и других опытынх членов команды задача. Но для подготовки "вочтоиграть" необходим мастер.
(no subject) - marimai - Jul. 25th, 2008 11:23 am (UTC) - Expand
firrior
Jul. 25th, 2008 09:50 am (UTC)
Понятно, что тебе хочется, чтобы на игры приезжало как можно больше людей, которые разделяют именно твой взгляд на игры. Но непонятно, с чего бы это самим ролевикам было нужно.
lubansky
Jul. 25th, 2008 09:57 am (UTC)
С того, что это весьма недурный взгляд. Если бы таких игроков было больше, то я бы не мучалась вопросом кто будет играть в мою следующую игру.
(no subject) - firrior - Jul. 25th, 2008 10:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - lubansky - Jul. 25th, 2008 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - firrior - Jul. 25th, 2008 10:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - lubansky - Jul. 25th, 2008 10:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - firrior - Jul. 25th, 2008 04:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - telkon - Jul. 25th, 2008 12:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luhrasp - Jul. 25th, 2008 11:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - firrior - Jul. 25th, 2008 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luhrasp - Jul. 25th, 2008 04:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - firrior - Jul. 25th, 2008 04:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luhrasp - Jul. 25th, 2008 04:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - firrior - Jul. 25th, 2008 04:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jmihail - Jul. 25th, 2008 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - firrior - Jul. 26th, 2008 02:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - muravlyansky - Jul. 26th, 2008 07:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - firrior - Jul. 26th, 2008 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jmihail - Jul. 27th, 2008 06:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - luhrasp - Jul. 26th, 2008 08:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - bronepoezzd - Jul. 26th, 2008 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bronepoezzd - Jul. 26th, 2008 01:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - muravlyansky - Jul. 26th, 2008 07:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - firrior - Jul. 26th, 2008 01:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bronepoezzd - Jul. 26th, 2008 03:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - firrior - Jul. 26th, 2008 04:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bronepoezzd - Jul. 26th, 2008 04:34 pm (UTC) - Expand
lubansky
Jul. 25th, 2008 10:33 am (UTC)
В общем, если тебе, Дионис, интересна идея игры для новичков, можешь взять у меня материалы по мабусанщине.
Там есть интересные мысли, которые можно развить, при желании.
И работа регионалов там как раз была. И 8 видов коюанчиков и прочие детские радости.
bronepoezzd
Jul. 25th, 2008 10:34 am (UTC)
Не учить надо новичков. Нужно создавать условия, в которых им будет интересно не стоять на месте, а двигаться и развиваться. Для этого совершенно не обязательно делать специальные игры. По крайней мере, полевая игра - это слишком ценный ресурс, чтобы делать ее специально только для новичков. Нужно просто поддерживать тесное общение до игры, быть всегда готовым ответить, подсказать и т. д.
Опять же, вы все, почему-то, не учитываете, что "новичок" в Ри может быть 15 лет, а может - 30. Это принципиально разные люди. Я видел, как взрослый человек отлично вписывался в игру с первого раза. так с фига ли его чему-то учить?
bronepoezzd
Jul. 25th, 2008 10:36 am (UTC)
Кстати, в давние времена Динка делала лангедок, рассчитанный именно на новичков. Делался он по следующему принципу:
- все роли делись как бы парными: начальник и подчиненный, муж и жена и т. д.
- квест задавался на пару, но по каким-либо игровым причинам старший игрок в паре не должен был выполнять его сам (пример: министр, у которого пропала печать; он не производит расследования сам, зато отправляет на расследование подчиненного, периодически пиная его, подсказывая и т. д.)
При этом - это вполне полноценная игра
himring
Jul. 25th, 2008 12:45 pm (UTC)
Лухрасп почему-то не упоменул о проекте "РеКонкиста".
Почему бы не упоменуть?
luhrasp
Jul. 25th, 2008 01:51 pm (UTC)
Упоминаю. Раз уж сам Гоша написал в жж... :)
http://luhrasp.livejournal.com/215919.html#cutid1

Я там кое-что подчистил и убрал возможность комментировать, потому как в комментах было много ругани, видеть которую неприятно, а стирать - долго.
li_terra
Jul. 25th, 2008 04:00 pm (UTC)
Дионис, если вдруг под "сваливать работу с игроками на капитанов не стоит" имелся в виду мой пост из предыдущего обсуждения, то, видимо, я сформулировала мысль недостаточно точно.

Имелось в виду, что (безотносительно от типа игры и работы мастера) правильный стереотип поведения у новичка также может быть сформирован капитаном его команды (если игра, конечно, командная). Причем даже не столько капитаном, сколько командой в целом.
Что, разумеется, ни в коем случае не отменяет работы мастера, а скорее может ее лишь дополнить.
spizard
Jul. 28th, 2008 05:35 am (UTC)
Знаешь, Дионис, по-моему надо быть проще и не определять глобальных политик как работать с новичками.
Из нынешнего опыта существования РИ следует, что это массово не делает никто, вне зависимости от многочисленных обсуждений, как работать с молодежью. Это одна из вечных тем ;)
Делают конкретно и по разному. Кто-то формирует клубы, кто-то пишет методички, кто-то делает денжены, лангедоки и что-то еще. Но мало кто пришел в РИ, чтобы выучиться и обучать молодежь. Все-таки чаще люди приходят за чем-то другим :) А потому, и занимаются обучением молодежи эпизодически и для своих конкретных целей.
А когда делают что-то "вообще" - получается, как обычно.

Я же сейчас вижу проблему скорее в том, что верхи не хотят, а низы не могут.
В смысле, старикам интересны игры новые, сложные, со всяческими морально-этическими и социальными проблемами и т.д. Это естественное развитие. Но молодежь в большинстве своем приходит в РИ чтобы махать мечом, стрелять луком, геройствовать и т.д. Для фана. Потом, уже, изрядно поиграв в это - могут "взрослеть" и желать чего-то большего. А тут начинается проблема отсутствия качественных приключенческих игр. Опытным мастерам чаще всего неинтересно такие делать, хочется другого, в такой простоте они уже самореализовались. А молодые мастера делают эти игры, как умеют.. Что получается, мы видим на полигонах.
Я считаю, что нам сейчас нужны качественные приключенческие игры. Туда можно закладывать и более сложную проблематику, но ее делать опциональной и для тех, кто на нее выйдет играть.
И тогда будет рост молодежи.
Нам надо помнить о том, что игры НУЖНЫ РАЗНЫЕ.

ЗЫ. ДА, ДУАТ делает в этом сезоне приключенческую игру HELLFIRE. Просто и стильно :)
( 57 comments — Leave a comment )