?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Детство - довольно молодое изобретение. В традиционном обществе ребенок, который может ходить - уже маленький, хиленький взрослый. И уже начинает включаться в трудовую деятельность и учиться ей.
В 19-20 веках возник социальный феномен детства, как чистого и идеального времени. Которое пестовалось и в общем-то допестовалось до того, что в современном обществе возраст окончательно перестал быть показателем взрослости. Конечно, сыграл свою роль и рост среднего благополучия - тяжелее стало умереть от голода, даже если для неприспособленного к жизни ничтожества.
Это довольно важная мысль, на мой взгляд. Так как показывает, что никакого "естественного детства" нет. Есть лишь социальный паразитизм, который завертывается в красивую обложку и преподносится как ценность.
Еще одна интересная мысль - на уровне общества можно строить воспитание без декларации особенности детства. Примеры, это колония Макаренко, коммуны фрунзенцев (подробнее в последней ссылке). И что интересно в обоих случаях требовался подвиг для взросления. И подвиг рассматривался как возможность доказать свою достойность жизни взрослого.
Мне кажется, что во многом имено такая тяга к подвигу как к показателю взрослости и умения отвечать за себя стоит за некоторыми субкультурами. Начиная от реконструкторов, где можно вживую повторить подвиг, включая ролевиков где подвиг можно совершить в "безопасном" окружении и заканчивая экстремальщиками где подвиг сводится к преодолению ради преодоления.

Дорогие читатели, а как вы думаете:
1. Детство нужная структура для взросления? Что служит признаком конца детства?
2. Тяга к подвигам связана с желанием повзрослеть или нет?

Ссылки:

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
stigies
May. 15th, 2015 10:12 am (UTC)
Детство — совершенно необходимая часть взросления. Оно необходимо для формирования психики ребёнка. Существуют определённые этапы, которые проходит ребёнок, и если их скипать, ничего хорошего не выйдет. Рекомендую на эту тему книжку Петрановской "Тайная опора".

Тяга к подвигам, разумеется, связана с желанием повзрослеть. Она возникает у подростков и связана с необходимостью этапа инициации. Собственно, возраст становления взрослым — 14-16 лет. В нашем обществе многое не позволяет становиться полноценным взрослым уже в этом возрасте (экономика; сложность работы, требующая обучения), отсюда и возникают многие проблемы т. н. "переходного возраста". Об этом, кстати, у Петрановской тоже есть.
iniss
May. 15th, 2015 04:45 pm (UTC)
Присоединюсь к совету про Петрановскую, она действительно очень стоящая.
muravlyansky
May. 16th, 2015 05:00 am (UTC)
Скажи, а у Петрановской или у тебя по ее прочтениию есть ответ про критерии по которым можно понять, что человек прошел эту необходимую часть взрослегия?
И описана ли ей возможность не скипать, а ускорить прохождение этара? Например, за счет сознательной проработки кких-то аспектов, вместо пускания на самотек?
iniss
May. 16th, 2015 06:50 am (UTC)
Я у Петрановской больше пока читала про совсем детский возраст и статьи в ЖЖ, на сайте, там инициации в современном обществе упоминаются, но подробно я этот аспект ещё не изучала.
Могу тебе вот такую цитату подкинуть: "В наши дни обряда инициации нет. Никто не может толком сказать, когда ребенок превращается во взрослого. Это породило немало проблем, прежде всего – пресловутый «переходный возраст». Во многом его трудности связаны именно с неопределенным, двойственным положением подростков и юношей в современном мире. От них ждут взрослой сознательности, но контролируют, как детей; упрекают в несамостоятельности, при этом постоянно подчеркивая их зависимость. Каждый решает вопрос о том, взрослый ли перед ним человек, по-разному, исходя из своих соображений. И никто толком не знает, как он может свою взрослость доказать. Все это очень трудно и нервно и для самих подростков, и для всех окружающих. Тяжело жить без инициации!"
Прямого ответа нет у неё, я так понимаю.

Если от себя, то сознательная проработка совсем в детстве-это сказки, там везде эти инициации вписаны.
Передача ответственности ребёнку, начиная с самых простых моментов - не проверять, как там собран портфель, есть ли ручки, телефон, деньги на завтрак.
Для дочери (8 лет) однозначно разрешение гулять одной во дворе стало своеобразной инициацией.

Пускать на самотёк, мне кажется, нельзя прежде всего себя ;), в смысле, постоянно отслеживать все эти штучки по удержанию ребёнка рядом, желанию его контролировать, подольше задержать в таком удобном для большинства родителей "детстве", свой страх перед отпускание это в этот "страшный мир".
Ускорять искусственно мне видится не очень хорошей идеей, дети чувствуют фальшь, а вот создавать возможности для прохождения инициации - да, но настоящие возможности.
Мы недавно в Сочи отдыхали, соседями была пара с парнишкой 11 лет. А жили мы в частной гостинице у Рашида, он как раз пристраивал ещё одни этаж. Соседи уже приезжали не первый раз, и с Рашидом подружились, и как -то раз мама мальчика спросила, сколько часов проводит средний сын Рашида за компом, когда ложиться спать, сколько времени занимают уроки. Рашид недоумённо посмотрел на неё и ответил, что понятия не имеет. Конечно, не имеет, так как 11-ти летний Тимур с утра до обеда возит тачки с раствором на строящийся третий этаж, потом занимается огородом, потом опять помогает строить, и отцу даже в голову не приходит после того, как он работает на ровне со взрослыми, ещё и его свободное время контролировать. Никто ему никаких инициаций специально не выдумывал, он реально знает, что если отцу не помочь, то семья будет без денег.
Часто сталкиваюсь с жалобами мам мальчиков начиная лет с 6-7 - целый день за компом. Спрашиваешь - а что предлагаете вместо? И в ответ тишина...



Edited at 2015-05-16 06:50 am (UTC)
muravlyansky
May. 16th, 2015 04:58 am (UTC)
Скажи, а у Петрановской или у тебя есть критерии по которым можно понять, что человек прошел эту необходимую часть взрослегия?
И есть ли возможность не скипать, а ускорить прохождение этара? Например за счет сознательной проработки кких-то аспектов, вместо пускания на самотек?
stigies
May. 16th, 2015 03:14 pm (UTC)
Это связано с этапами формирования личности. Петрановская рассматривает их в привязке к теории привязанности, то есть развития отношений. Вкратце это выглядит так (в нормальном детстве).

Период беременности — полное слияние.
Роды — первая сепарация. Ощущение себя как отдельного.
0-1 год. Период донашивания. В этот период у ребёнка должно сформироваться ощущение, что он нужен миру, любим, что его ждут, а его потребности будут удовлетворены.
Кризис одного года. Ребёнок формирует круг привязанностей и научается отличать своих от чужих.
1-3 года. Ребёнок уверен в привязанности и любви, поэтому отправляется "во внешний мир". Начинается активное исследование и покорение материального мира. Начинается программа следования — и в прямом смысле движения за родителями, и подражание им. Осваивает кучу вещей (90% вещей, определяющих качество нашей жизни, например самостоятельно есть, передвигаться, ходить в туалет, разговаривать). Учится учиться и преодолевать неудачи.
Кризис 3 лет. Ребёнок учится говорить "нет", осознаёт себя как отдельную личность, получает тренировку поведения в конфликте (в конфликте, то есть столкновении интересов, с родителями).
4-7 лет. "Нежный возраст". Ребёнок начинает осваивать психический мир, мир отношений и чувств, понятий и образов, ролей и сюжетов. Начинает интересоваться другими людьми, их желаниями и состояниями. Осознаёт любовь к родителям (пик "подарков" приходится на этот период). Осознаёт смертность. Хочет и учится заботиться о других. Начинает общаться и играть со сверстниками, социум становится интересен.
Кризис 6-7 лет. Созревают отделы мозга, способные к обобщению. Ребёнок формирует целостный образ родителя, становится более независим от него. Встаёт на путь завершения сепарации.
7-12 лет. Ведущая деятельность — обучение. Всё интересно, всему надо научиться и всё попробовать. Ребёнок, как и в три года, осваивает мир, но уже на более высоком уровне. Это время исследований.
12-15. Подростковый период. Начинаются телесные изменения. Окончательная сепарация от родителей. Преодоление запретов (так же. как и в трёхлетнем возрасте). "Разница лишь в том, что малыш исследует мир вещей, мир пространства, объёмов, фактур, вкусов и звуков, а подросток — мир людей, мир отношений, чувств, решений, принципов, увлечений". Важный становится социум, взаимодействие с социумом, положение в группе. Подросток должен "вылупиться" из семьи.
Цитату про инициацию и сложность "переходного возраста" приводили выше.

На каждом из этих этапов могут случиться сбои, так что человек может на нём застрять, хоть физически и вырос. Например, при травме в 0-1 год может сформироваться базовое недоверие в миру: такому человеку всегда будет казаться, что его не любят, и он будет судорожно стремиться добрать любви.
Ещё одна проблема — когда родители не хотят, чтобы ребёнок вырос, и не позволяют ему сепарироваться. Тормозят его на каком-то этапе. Это тоже может приводить к инфантилизму.

Честно говоря, не представляю, чтобы ребёнок мог как-то ускорить этот процесс. У каждого он идёт в индивидуальном темпе, но каждый из этих периодов необходим. Предложение "ускорить" сродни предложению ускорить жизнь, чтобы побыстрее умереть. Детство — полноценная и интересная часть жизни (в норме), а не какой-то период уродства, если что.
Обычно мы сталкиваемся с тем, что на каком-то этапе случилась травма, и теперь нам надо от неё избавиться. Это прорабатываемо, да.

Edited at 2015-05-16 03:16 pm (UTC)
tar_viniel
May. 19th, 2015 12:10 pm (UTC)
Ускорить этап - очень сомневаюсь. Нельзя же ускорить беременность, развитие плода. Так же нельзя и ускорить этапы дальнейшего развития - при том, что многое завязано на скорость развития тех или иных нейрофункций. Нельзя подогнать мозг развиваться быстрее. Иногда можно, но результат плачевный.
hitman_roland
May. 15th, 2015 11:32 am (UTC)
пойдем от противного?
врослый-- тот кто несет ответственность за свои поступки.
исходя из этого кто то взрослый уже в 16, ктото к 30 еще очень не очень...
атяга к подвигом-- следсвие подслабого инстинката самосахранения, мне кажется. Отсутствия страха, которого у детей нет.
muravlyansky
May. 16th, 2015 05:05 am (UTC)
А почему от противного? Я согласен, что ответственность - один из кртериев взрослости. Но мне не очевидно, что для наработки ответсвености нужен период, где эта ответсвенность человеком не несется. Само собой когда человек уже осознает причино-следственные связи и может как-то прогнозировать последствия.

Про подвиги - если бы это было свойство только отсутствия самосохранения, то тяга к подвигам была бы постоянна, а мне субъективно кажется, что она нарастает до определенного пика в 14-25 лет. Когда человек уже часто имеет нормальное осознание конечности своего бытия.
firrior
May. 15th, 2015 11:40 am (UTC)
Каждый человек рождается инфантильным, эгоцентричным и т. п.

Твой "феномен" детства - это фокус, который позволяет взрослому человеку не тошнить от эгоцентричности ребёнка, а умиляться на неё.
muravlyansky
May. 16th, 2015 05:07 am (UTC)
Хорошее определение.
В частности показывпет откуда тяга "продлять детство" - чтобы можно было подольше поумиляться.
donnanna
May. 15th, 2015 12:26 pm (UTC)
человеческая психика формируется в несколько этапов это физиологически обусловлено. с техническим прогрессом количество информации которую надо усвоить растёт а значит этапы становления личности удлиняются.
это просто факт.
игнорирование его вредно для формирования психики ребёнка и для общества в котором он будет жить в последствии.
muravlyansky
May. 16th, 2015 05:14 am (UTC)
А почему от роста информации этапы формирования личности удлиняются, а не новые появляются?
Опять же вопрос где граница детства. По моим ощущения на уровне психологических структур детстао кончается когда человек может прогнозировать последствия своих действий и осознает ответственность за эти последствия. Лестница странников (http://altruism.ru/sengine.cgi/13/41/22/1/5) относит это на период 12-15 лет.
arjushka
May. 15th, 2015 01:57 pm (UTC)
Надо сказать, феномен детства и изучаться начинает именно в 20-х годах, по крайней мере, в России (параллельно с Макаренко) - это Виноградов, Выготский, Капица, например. И посыл там был как раз правильный: а у детей-то, оказывается, свои особенности мышления, и свои игры и фольклор и вообще они особенные, наверное, это все имеет значение для нормального формирования человека.
И да, имеет. На сегодня, чтоб человек вырос не травматиком, ему нужно нормальное детство, без излишней ответственности и забот. А взросление как раз ответственностью и определяется. Только ее количество должно расти постепенно.
Насчет подвига примерно так:
Вообще, думаю, речь не о подвиге идет, а об инициации: соверши что-то важное, чтоб доказать, что ты достаточно взрослый, чтобы быть полноправным членом общества данного. Что считается подвигом в обществе - дело десятое. И закончить школу с медалью, чтоб тебя считали крутым, или разбить окно вредней тетке, чтоб ребята во дворе уважали, или в древнем племени убить своего первого дикого зверя какого-нибудь и ночь просидеть в хижине в лесу - это все действия, мифологически имеющие одинаковое значение.

Офф: тут недавно в связи с рассказом подруги о ее защите кандидатской, возникла мысль, что на данный момент защита по большей части выполняет роль этой самой инициации, ритуал в чистом виде - совершенно не доказывает твою реальную компетенцию, но через всевозможные мучительства ты получаешь статус взрослого в академическом племени, потом даже здороваться начинают в коридоре. Мифология и почти никакой практической пользы.
muravlyansky
May. 16th, 2015 05:16 am (UTC)
А есть общепризнанная теория детства по этапам формирования личности? Я встречал только Лестницу Странников http://altruism.ru/sengine.cgi/13/41/22/), но не знаю насколько эта теория общепризнана.
arjushka
May. 16th, 2015 07:06 am (UTC)
Общепризнанную сейчас не вспомню, скорее всего, надо смотреть у психологов либо у педагогов, но там в свои аспекты. Опять же этапы могут быть разными в зависимости от того, какую черту личности брать за основу сравнения этих этапов, от того, что конкретно меняется.
Про Лестницу Странников слышала только то, что несколько скомпрометированная теория, мне попадалась речь о ней вообще в контексте сектантских идей.
muravlyansky
May. 18th, 2015 08:04 am (UTC)
А что в ней именно сектантского? Или имеется ввиду, что идея и терминология какой-то сектой от психологии использовалась?
stigies
May. 16th, 2015 02:48 pm (UTC)
У той же Петрановской она прописана, а Петрановская опирается на другие труды (сейчас по именам не вспомню).
muravlyansky
May. 16th, 2015 05:18 am (UTC)
Про кандидатскую - как человек сошедший с дистанции по этой инициации, я вижу как вариант инициации -умтройство на первую работу. Когда ты перестаешь существовать в роли "ученик" и начинаешь существовать в роли "работник".
arjushka
May. 16th, 2015 07:22 am (UTC)
Это да, но в случае устройства на работу это объяснимо и с рациональной точки зрения: человек начинает самостоятельно зарабатывать, платить налоги, теряет студенческие преимущества - в определенной степени детские, ну там, билет в музей за полцены и т.д. (кто-то и в студенчестве работает, я в общих чертах беру) и, соответственно, получает статус взрослого в глазах общества в целом и своего окружения.
А в случае с кандидатской (я в гуманитарных науках рассматриваю, не знаю, как в других) ты получаешь статус полноценного члена в определенной степени замкнутого общества - даже не вообще академического в целом, а его части. Ну аспирант же вечно на побегушках и вообще недочеловек, всем кругом должен - это шпыняние и куча неоплачиваемой работы для тех, кто готовится пройти инициацию, совершенно четко описано фольклористами, ну в варианте племен первобытных, конечно. А также совершенное отсутствие действительно практической пользы какой-то от этого: тратится куча нервов и денег, а какие-то материальные выгоды взамен вряд ли будут, зарплата даже доктора наук на данный момент не покроет затрат на защиту. Но после защиты совершенно точно присваивается статус взрослого, моей подруге, например, сказали: ну вот, защитилась, теперь можно и в декрет идти. Напоминает возможность жениться и заводить детей у прошедшего инициацию члена первобытного племени, не так ли?
И более того, если ты покидаешь это "академическое племя", ты теряешь и уважение - вне этого круга не так ценится кандидатский статус - и даже эти крошечные материальные плюшки, никто за кандидатство доплачивать не будет.
Сорри за флуд, расписалась тут.
Статью бы в какой научный журнал замутить, да сожрут)))
muravlyansky
May. 18th, 2015 08:09 am (UTC)
В России и в естественных науках кандидатская это символ, а не инструмент. Причем в некоторых местах и еще откровенно переоцененный теми, кто выдает. Так я ушел из ИЯФа, когда понял что защититься раньше 35 мне не светит. Причем не потому что я ленивый/тупой (это было бы еще стимулом), а потому что "Тут так принято".
За комментарии не извиняйся - мне приятно тебя читать. А статью можно в иностранный журнал написать.
iniss
May. 15th, 2015 04:41 pm (UTC)
1. Да, нужна. Так называемая "инициация" во взрослого. В традиционных обществах инициация была обязательной для детей любого пола по достижению определённого возраста/состояния (менструация у девочек, например).
Сейчас инициации никуда не делись, но стали достаточно мягкими и разнообразными - отправиться одной в детский лагерь, залезть на самое высокое дерево во дворе, выкурить первую сигарету и т.д. и т.п.

2.Однозначно трудно сказать, очень много у этой тяги может быть причин. Например - желание выделиться, обратить не себя внимание, заслужить всеобщее признание и одобрение.
Хотя, во время возрастных переходов тяга к подвигам будет скорее связана как раз с желание повзрослеть, да.
muravlyansky
May. 16th, 2015 05:26 am (UTC)
1. Любопытно, что приведенные вами примеры инициаций не социальны. То есть не особенро встроены в социум. Кроме летнего лагеря, который как раз не очень от воли ребенка зависит.
iniss
May. 16th, 2015 07:09 am (UTC)
Летний лагерь как раз отличная возможность создать инициацию, когда она необходима. От родителей только требуется проявить чуткость к ребёнку, и отправить его в лагерь именно тогда, когда нужно, не поздно, на рано.

"Социально" я видимо не совсем правильно употребила. Я имела ввиду, инициации, которые проходят не в кругу семьи, а в кругу ровесников, как-то так. Например, инициация девочки в женщину при первой менструации в наше время возможна только в узком семейном кругу, широко это праздновать не принято.
81les
May. 17th, 2015 08:15 am (UTC)
1. Детство - необходимый и естественный этап развития человека. Ребенок не равен хилому взрослому, он даже физиологически от него отличается. Нервная система, например, работает иначе, насколько я себе это понимаю.
По поводу того, что до 19 века никто не трясся над детьми, как сейчас: одно дело если жизненная задача человека - поле пахать, а другое дело, если нужен высококвалифицированный труд, креативность и способности к науке. Потому и воспитание детей претерпевает изменения.
2. А про тягу к подвигам - жажда инициации, как многие выше и написали.
muravlyansky
May. 18th, 2015 08:12 am (UTC)
Физиологически действительно взрослый и ребенок отличаются.
Идеализация детства это отличие трактует в ту сторону, что ребенок при взрослении "портится" от прикосновения к "грязному миру". И соответственно взросление=деградация. Как следствие - культивирование детства там, где нужно поддерживать взрослость.
81les
May. 18th, 2015 04:11 pm (UTC)
Честно говоря, такую идеализацию я встречала только в литературе, а в реальной жизни - никогда. Мне кажется, что в реальной жизни излишнее культивирование детства происходит скорее от нерешенных проблем родителей. От слияния с ребенком, например, и неготовности к сепарации.
С другой стороны излишне форсировать процесс взросления тоже чревато проблемами, теперь уже у ребенка.
heithell
May. 20th, 2015 07:14 pm (UTC)
Хе-хе, только сегодня у нас была лекция по антропологии разных возрастов...
( 28 comments — Leave a comment )