Дионис I (Муравлянский Денис) (muravlyansky) wrote,
Дионис I (Муравлянский Денис)
muravlyansky

Categories:

Анализ ролевых конвентов


Радио Дионис молчало с субботы не ввиду исчерпания тем, для передач. Наша редакция обрабатывала письма и звонки наших слушателей и медленно, но верно формулировало мысли относительно актуальной темы - судьбы ролевых конвентов.
И вот мы рады предоставить вашему вниманию передачу на эту тему.

В передаче приведена компиляция рассуждений о ролевых конвентах и их проблемах. Выяснены основные проблемы конвентов и предложены способы их решения.

Необходимость формулировки целей

Так как статья во многом является компиляцией, то начнем с двух цитат:

Цитата первая. Бродяжник (hitman_roland):

«… если цели игры мастера назвать затрудняются, бормоча про "просто пожить в" это беда. это мертворожденная игра которую мастера делают непонятно зачем. Ну то есть ответ конечно есть но они сами не знают чего хотят…».

Это же утверждение можно отнести к конвентам и к любым мероприятиям. Если сформулированных целей нет, то неясно зачем мероприятие существует. Любое.

Цитата вторая. Роман Чурбанов (romanchur):

«..невозможно внятно объяснить стороннему человеку зачем ехать на такой конвент. …Нужна четкая цель что зачем и почему, и мероприятие четко под задачу.»

Для объективности: на момент написания статьи (декабрь 2012) нет ответа на вопрос «зачем ехать на конвент?» как минимум на сайте у следующих конвентов: Блинком, ВолК, Зиланткон, Комкон, ЛангКон, Сибкон, ЧугунКон.  Сформулированы же они были только на сайтах ЗС РМЛ и Юркона.

То есть нынешние конвенты, не формулируют цели своего проведения. Именно в этом источник большинства их проблем. Не сформулировав цели, а значит нельзя ответить обосновано на вопросы:

  • Кто является целевой аудиторией?
  • Какой формат конвента выбирать?
  • Какие мероприятия приоритетней?
  • Что изменить в конвенте по сравнению с прошлым разом?
  • Как прошел конвент – хорошо или плохо?


Какие задачи раньше решали конвенты

Многие не согласятся с предыдущим пунктом. Скажут, что цели есть, просто они не написаны на сайтах. И что если конвенты возникли, значит они были нужны и имели цель. Действительно раньше ролевой конвент имел цели - удовлетворить некоторые потребности ролевого сообщества.

Примерный список потребностей и того как раньше их удовлетворяли конвенты:

  1. Общение. Раньше общение между городами происходило только на Конвентах и крупных играх. Это давало возможность развиваться разным городам и тусовкам по разным направлениям, а плодотворно общаться раз-два в год.
  2. Стратификация. Со временем игровое сообщество расщепились на разные фракции, по типам игр. Конвенты объединяли разные страты, давая им возможность обменяться идеями и достижениями.
  3. Реклама. Во времена до интернета одним из основных назначений конвентов была реклама игр в регионе.
  4. Социальный лифт. Организация и проведение почти любого мероприятия повышало узнаваемость человека или творческой группы.

Со времени эти потребности стали удовлетворятся другими методами и перестали быть стержнем для конвентов.

Как теперь решаются те же задачи:

  1. Общение. С развитие Интернета и ростом среднего достатка общение стало происходить в форматах иных чем встречи на Конвентах.
  2. Стратификация. Общение через Интернет и поездки к друг другу дают возможность общаться с представителями своей страты в других городах чаще, чем в своем с представителем других страт. Численность некоторых страт позволила создать свои конвенты или их аналоги (открытие/закрытие сезона у страйкболистов, сезоны и игроков в Гарии Поттера и пр.). На крупные конвенты привлекаются представители разных страт, но чаще всего каждая страта устраивает свои мероприятия и минимально соприкасается с остальными.
  3. Реклама. Во многом реализуется через интернет-площадки и адресное интернет-общение. Это позволяет охватить аудиторию гораздо большую, чем на конвенте. И что важно отвечающую целям и требованиям мастеров.
  4. Социальный лифт. Из-за стратификации выгоднее утверждаться на поле конкретной страты, а не всего сообщества. Поэтому организаторы занимаются устроением своих конвентов и аналогичных мероприятий, а не вкладом в общее поле.

Формат и особенности современных конвентов

Единственный путь устойчивого существования сообщества – объединиться по ясным ценностям и интересам. Только тогда и возможно развитие, потому что есть направление, в котором развиваться, и цели - зачем развиваться. Чтобы ролевое сообщество окончательно не развалилось на сегменты, ему нужно найти ценности и идеи, чья объединяющая сила преодолеет разницу в интересах отдельных страт.

Конвенты могут быть точками целеполагание и рефлексия сообщества. А может и не быть, как сейчас. На данный же момент, конвент не формируют ценности, приоритеты и интересы. И как следствие за пределами конвента по сути сообщества нет, а есть набор страт и тусовок.

При этом независимо от наличия цели конвенты меняют сообщество – после каждого конвента появляются новые связи в сообществе, причем характер связей зависит от формы деятельности на конвенте. И если основная деятельность это распитие алкоголя, то и появляться будут связи формата «собутыльники», а если основная деятельность – творчество, то появляться будут творческие объединения.

На данный момент для усредненного ролевого конвента справедливо большинство из следующих пунктов:

  1. Цели конвента не сформулированы, либо не доводятся до участников.
  2. Поддерживаются традиции сложившееся ранее, без анализа об их соответствии целям конвента.
  3. В заявке и организации мероприятий ориентация идет на идеи участников, а не на цели конвента.
  4. Существенная, если не большая часть участников ездит на конвенты ради общения, а не ради какой-либо деятельности.
  5. В конвентах присутствует значительная часть шоу-мероприятий, ориентированных на зрителя, а не участника.
  6. Конвент является выездным, то есть проходит за пределами городской инфраструктуры.

Данный формат мероприятия ведет к следующему:

  1. Участники конвента не знают о существовании целей, или каждый придумывает для себя цель. И соответственно занимается чем-то своим на конвенте.
  2. Традиция – противоположна цели, так как сосредоточена на процессе, а не на результате. Поддержание традиций не связанных с целями мероприятия распыляет усилия организаторов и участников, при этом на давая понять, что можно и без этих традиций возможно будет даже лучше.
  3. Участник конвента не знает его цели и заявляя мероприятие, он вряд ли попадет в ненаписанную цель. И будет делать свое мероприятие совсем не так, как было бы наиболее эффективно для конвента и сообщества.
  4. Конвенты превращаются в тусовку и теряют содержательную часть.
  5. Любительское шоу доставляет удовольствие в первую очередь участникам. Отличие РИ от шоу, что они позволяют участвовать всем. И когда человека привыкшего участвовать, пусть даже в стиле ограбил-выпил-зарезали, зазывают смотреть – он само собой проявит меньше энтузиазма.
  6. Конвент является полу-закрытым мероприятием, в которое можно попасть только приложив значительное число усилий. «Случайных» людей на нем нет, даже тех, кто был бы полезен сообществу.

Альтернативы формата

Текущий формат конвентов не является неизменной данностью. Он может быть изменен для достижения целей конвента. Для этого организаторам требуется сделать несколько шагов:

  1. Сформулировать цели, которые должен выполнить конвент и которые заинтересовали бы участников.
  2. Понять какие участники, мероприятия и формат конвента оптимально подойдут для реализации данных целей.
  3. Работать вместе с участниками на сформулированные цели.

Вот некоторые средства, которые могут быть использованы. Главное понимать для чего их использовать.

  1. Городской формат мероприятия. Перекладывает проблемы поселения на участников и позволяет сделать мероприятие более доступным и открытым.
  2. Концентрация на интерактивных мероприятиях
  3. Мероприятия позволяющие участникам получить новый опыт.
  4. Ставить глобальный эксперимент по мастерским технологиям. Что получилось, что планируется, как мерять
  5. Устраивать модерируемую самодеятельность молодого актива.
  6. Знакомство участников. Желательно в рамках общей деятельности. Если общего мероприятия нет, то возобладают или личные контакты или совпадения, например когда один и тот же состав с минимальными изменениями участвует в нескольких мероприятиях.
  7. Мероприятия во время которых рождается новое новое (для большинства, по крайней мере) понимание предмета рассмотрения. Рождаются методы, проблемы, вопросы, идеи, etc. Чем интенсивнее и глубже -- тем лучше.
  8. Реклама и привлечение участников не только внутри сообщества, но и вне его в интересующей сообщество аудитории.

Развитие ролевых игр

Чтобы понимать на каком поле нужно искать цели для конвента поговорим о развитии Ролевых Игр. Ведь именно игры являются объединяющей ценностью и деятельностью для ролевиков.

Развитие РИ может происходить в следующих направлениях:

  1. Реализация и раскрытие авторского замысла мастером и игроком.
  2. Развитие теории и практических технологий применяемых в играх.
  3. Развитие сервисов. Костюмы, полигоны, антураж, менеджмент и маркетинг.

Взяты формулировки и мысли:

Бродяжник, Роман Чурбанов, Юрген, Оникс, Анкерайт, Ланс, Ним, Марина Мальцева.

Tags: Отчеты с Конвентов, Радио Дионис
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments